Программа субсидий покупателям вагонов не будет предусматривать утильпремии

Программа субсидирования покупателей вагонов не предусматривает утилизационной премии, которую просили ввести операторы, сообщили «Интерфаксу» источники в ж/д отрасли.

По их информации, финальная редакция соответствующего документа находится на завершающей стадии утверждения в правительства РФ. Документ уже пронумерован и датирован, осталась только публикация, сказал один из собеседников агентства.

При этом уточнено, кто может быть получателем этих средств. Если в проекте, который ранее был опубликован на портале regulation.gov.ru, говорилось про «покупателей продукции вагоностроения», то финальная формулировка стала более расплывчатой — «компании, оказывающие услуги, связанные с железнодорожным подвижным составом». Под этим понимается «предоставление грузового подвижного состава в аренду/лизинг и/или для доставки грузов, в том числе — в целях обеспечения основной деятельности организации», привел источник «Интерфакса» содержание документа. В обоих случаях будет компенсироваться часть затрат на покупку техники.

Между тем, ранее железнодорожные операторы убеждали предоставить более широкую поддержку покупателям вагонов, в том числе включить в программу утилизационную премию в 150 тыс. руб. Под утильпремией понимается субсидия, предоставляемая на покупку новых вагонов «с использованием различных источников финансирования» (собственные средства, кредиты) при условии списания старых.

Как говорил генеральный директор «дочки» ОАО «Российские железные дороги» — ОАО «Федеральная грузовая компания» (ФГК, второй по величине в РФ собственник вагонов) Алексей Тайчер, соответствующие обращения поступали в Минтранс и Минпромторг как от Совета операторов железнодорожного транспорта (объединяет крупных и средних владельцев вагонов и их контрагентов), так и от Объединения производителей железнодорожной техники.

В то же время РЖД просили еще больше расширить спектр поддержки, добавив в постановление не только утилизационную премию, но и положение о том, чтобы первые два года возмещать 90% затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным на приобретение новых «инновационных» вагонов. Одновременно в монополии отмечали, что утильпремия будет стимулировать ж/д операторов ускоренно списывать старые грузовые вагоны при приобретении «инновационных». «При этом представляется целесообразным предусмотреть возможность одновременного получения покупателями всех вышеуказанных субсидий», — говорилось в письмах «Российских железных дорог» в Минтранс и Минпромторг.

Кроме того, железнодорожные операторы просили у регуляторов субсидий на покупку не только «инновационных», но и обычных вагонов. Это обращение поступало от СОЖТ. Также объединение просило компенсации за утилизацию старых вагонов при любом способе финансирования покупки, не только когда приобретают новые в лизинг. Однако в итоге кардинальных изменений в проект постановления так и не было внесено.

По словам собеседника агентства, субсидии будут выделяться в рамках установленного лимита. Финальная версия постановления предполагает выделение из федерального бюджета министерству промышленности и торговли РФ 7 млрд руб. для предоставления субсидий в 2016 г. Эта цифра фигурировала и в доработанном тексте, хотя в изначально внесенной версии она была меньше — 5 млрд руб.

Под субсидирование будут попадать вагоны, произведенные не ранее 1 января 2016 г., с осевой нагрузкой от 25 тс. Нормативный пробег со времени постройки до первого деповского ремонта должен превышать 500 тыс. км (или 4 года), между плановыми видами ремонта — 250 тыс. км (или 2 года). Все комплектующие, узлы и составные части должны иметь «климатическое исполнение УХЛ категория 1 по ГОСТ 15150-69» (выдерживать эксплуатацию в умеренном и холодном климате на открытом воздухе).

Также еще в доработанной версии субсидии было решено распространить на цистерны для перевозки некоторых пищевых продуктов, кислот и химических грузов, рефрижераторных вагонов, вагонов-дизель-электростанций, вагонов-транспортеров и контейнерно-контрейлерные платформы — они тоже остались в окончательном варианте, отметил источник, к ним добавился только платформы для перевозки гусеничной и колесной техники. Почти все эти типы вагонов не попали под запрет на курсирование по ж/д сети РФ грузовых вагонов, которым требуется продление срока службы после 1 января 2016 г.

Сохранилось и требование о том, что вагоны должны приобретаться у компании-резидента РФ, имеющего не менее чем 5-летние права на конструкторскую и техническую документацию, чтобы выпускать и модернизировать продукцию. Кроме того, завод должен самостоятельно изготавливать вагонные тележки, осуществлять сварку несущей конструкции и ее окраску, выпускать и устанавливать кузов или котел. Субсидия не будет предоставляться на подвижной состав, по которому ранее уже выделялись ассигнования.

http://www.interfax.ru/