На СКЖД прогнозируется рост вагонопотока в направлении портов юга России до 130 млн тонн

Перевалка грузов через порты, расположенные на полигоне Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД), за последние пять лет демонстрирует неуклонный рост.

Если в 2010 году данный показатель составлял 68,5 млн тонн, то по итогам 2015 года он увеличился на 20% и превысил отметку в 82 млн тонн. При этом специалисты прогнозируют, что существующая динамика внешнеторговых перевозок позволит увеличить объем грузов через порты Азово-Черноморского бассейна до цифры в 130 млн тонн уже к 2020 году.

Доминирующую роль во внешнеторговых перевозках играет станция Новороссийск, среднесуточная выгрузка которой по результатам 2015 года составила 1 тыс. 447 вагонов, или 43% от общей выгрузки экспортных и транзитных грузов по СКЖД. По словам начальника станции Олега Колобова, объем грузоперевозок в I полугодии текущего года вырос на 8%, в том числе, в адрес Новороссийского морского торгового порта – на 24%.

«Ежедневно мы находимся в диалоге с Новороссийским морским торговым портом и добиваемся серьезных результатов. Самый большой ежегодный грузооборот станции «Новороссийск» когда-то составлял 32 млн тонн. Прошлый год показал, что мы можем сделать 36 млн тонн. Достичь этого удалось за счет совершенствования технологический дисциплины, внедрения новых организационных решений», — сообщил журналистам О. Колобов.

Как отметил заместитель начальника Логистического центра Северо-Кавказской дирекции управления движением Денис Загребин, основной мерой для обеспечения синхронности подвода поездов и морского тоннажа, является планирование подвода поездов на припортовые станции «глубиной» до двух суток. Железная дорога на станции «Новороссийск» реализует несколько интересных транспортно-логистических предложений.

«Первое – выгрузка по прямому варианту, позволяющая привлечь дополнительный объем грузов и обеспечить их перевалку, не задействуя складские емкости станции или порта. Таким образом, непосредственно к подходу судна мы подводим необходимый груз. Например, по такому принципу обеспечивается выгрузка каменного угля, минеральных удобрений, растительного масла. Кроме того, на сегодняшний день реализовано предложение по обеспечению отправления поездов с фиксированным временем отправления и прибытия на конечный пункт. В результате, клиент четко знает, в какое время из начального пункта идет отправление его груза, а в какое время этот груз приходит на станцию. Данная услуга позволяет клиенту сократить оборот вагона и снизить стоимость перевозки», — пояснил Д. Загребин.

Еще одна услуга – «грузовой экспресс» — оказывается на основании заключенного договора по перевозке в составе поезда, сформированного на одной станции отправления, состоящего из вагонов или групп вагонов нескольких грузоотправителей, предъявивших свой груз на выделенную нитку графика и следующих на одну станцию назначения или распыления, с дополнительным графиком исполненного движения поезда по выделенному расписанию. В целях повышения качества транспортно-логистического обслуживания грузоотправителей, грузополучателей и операторов подвижного состава «РЖД» предлагает механизмы компенсации нехватки портовых мощностей, в том числе, заключение договоров на оказание услуг по временному размещению подвижного состава на инфраструктуре перевозчика.

Как сообщили журналистам в пресс-службе ПАО «НМТП», в сутки порт выгружает порядка 800 вагонов. Основная номенклатура грузов – черные и цветные металлы, руда, уголь. Суточный объем погрузки, большей частью сахара-сырца, составляет порядка 100, а иногда 150 вагонов. Таким образом, суммарная обработка грузов приближается к 1 тыс. вагонов в сутки. В таких условиях одной из мер достижения показателей является тесное взаимодействие с железной дорогой.

«Мы заинтересованы в том, чтобы наши краны и докеры работали непрерывно. Для этого необходимо постоянное обеспечение грузовыми вагонами и своевременная уборка порожних вагонов. Для этого необходимо очень плотное взаимодействие нашего порта с представителями железной дороги. В принципе, мы продуктивно работаем с «РЖД». Есть, конечно, и сложности, но они оперативно решаются. С этой целью и были созданы «единые диспетчерские смены», которые позволяют совместно трудиться как специалистам порта, так и железной дороги.

Этот механизм эффективен, так как в процессе погрузки и выгрузки решается ряд вопросов: с постановкой и обработкой флота, выгрузкой вагонов. И «единая диспетчерская смена» позволяет их решать в оперативном режиме», — подчеркнули в пресс-службе.

Заместитель генерального директора – коммерческий директор АО «Новороссийский зерновой терминал» (НЗТ) Роман Крон также подчеркивает значимость тесного взаимодействия с СКЖД с учетом высоких прогнозов урожая текущего сезон. По его словам, порядка 60% грузов поступает в терминал железнодорожным транспортом, а мощности по приемке ж/д – транспорта составляют до 200 вагонов в сутки, это порядка 20-22 тыс. тонн.

«Предполагается, что это будет год с очередным рекордным объемом экспорта, из которого порядка 25 млн тонн составит пшеница, остальное – ячмень и кукуруза. Прогнозируем, что в текущий сезон на экспорт «НЗТ» отправит порядка 4 млн тонн против 3,5 млн тонн в прошлом сезоне по всем группам зерновых», — сказал Р. Крон.

Регулярный рост грузопотока в адрес портов, с одной стороны, привел к дефициту пропускной способности, с другой – стал отправной точкой для начала реализации крупных проектов – комплексной реконструкции участка им. М. Горького-Котельниково – Тихорецкая-Крымская с обходом Краснодарского узла и комплексной реконструкции железнодорожных линий Таманского полуострова. В рамках этих проектов построено 270 км вторых путей на лимитирующих перегонах и реконструировано несколько станций.

Как отмечает начальник Краснодарского центра организации работы станций СКЖД Сергей Говоруха, в настоящее время станция «Разъезд 9-ый километр» формирует 10 направлений, пропуская более 60% грузопотока для НМТП и весь грузопоток — для портов Таманского полуострова.

«Перспективы станции – разгрузка сортировочных станций дороги Краснодар-Батайск. После строительства краснодарского обхода и окончания комплексной реконструкции участка «Котельниково — Порт Кавказ», станция возьмет на себя основную нагрузку по пропуску вагонопотока», — сообщил С. Говоруха.

В рамках реализации инвестпрограммы «РЖД» предусматривает продолжение реализации мероприятий по комплексной реконструкции участков со строительством порядка 300 км вторых путей, что позволит увеличить пропускную способность до 154 пар поездов в целом на всем направлении.

http://ati.su/