В начавшемся новом сельхозгоду Россия может экспортировать через порты Азово-Черноморского бассейна свыше 30 млн тонн зерновых

Этому, в частности, будет способствовать налаживание взаимодействия между железнодорожниками и портовиками за счёт активизации работы единой комплексной диспетчерской смене станции Новороссийск (работает в структуре СКЖД – филиала ОАО «РЖД») и ПАО «НМТП»

Согласно информации директора Департамента агропродовольственного рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза России Александра Сироткина, целевой валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в 2030 году составит около 130 млн тонн, а дополнительное финансирование зернового комплекса за этот период, кроме всего прочему, будет направлено на компенсацию капитальных затрат проектов по развитию мощностей хранения, инфраструктуры концентрации объемов зерна и перевалки на железнодорожном транспорте, глубокой переработки зерна.

Приоритетными направлениями роста экспорта в МСХ называют страны Ближнего Востока, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона, так как многие государства указанных регионов характеризуются ростом населения и его благосостоянием, а также значительными объемами ежегодно растущего импорта зерна.

По данным заместителя министра сельского хозяйства России Джамбулата Хатуова, в настоящее время его ведомством разработан проект стратегии развития зернового комплекса России, предусматривающий наращивание объема экспорта зерна в 1,6 раза — с 30,7 млн тонн в 2015 году до 48,5 млн тонн к 2030 году.

85% этого объёма сегодня переваливается через главные морские ворота России – порт Новороссийск, а также порты Туапсе, Темрюк, Ейск, Азов и др.

В предыдущие годы в разгар «зернового» сезона (август-сентябрь, а также под Новый год) разница в алгоритмах работы стивидоров и железнодорожников нередко приводили к «пробкам» на припортовых станциях.

Шли поиски точек соприкосновения для упорядочения взаимодействия сторон. Благодаря чему в январе 2015 года крупнейший стивидор Новороссийского порта ПАО «НМТП» и СКЖД подписали положение о «Единой комплексной диспетчерской смене станции Новороссийск СКЖД – филиала ОАО «РЖД» и ПАО «НМТП».

Единая комплексная диспетчерская смена — это специальный режим взаимодействия оперативных работников станции Новороссийск СКЖД и ПАО «НМТП» в целях обеспечения единства и согласованности технологических процессов и операций на железнодорожных путях СКЖД и путях необщего пользования, находящихся в ведении ПАО «НМТП», для обработки судов и вагонов и выполнения заданий, установленных сменно-суточным планом обработки вагонов.

«Положение о единой комплексной диспетчерской смене призвано повысить эффективность взаимодействия Новороссийского морского торгового порта и железной дороги, сократить и предотвратить сверхнормативные простои вагонов в ожидании погрузки и выгрузки» — отметил генеральный директор НМТП Султан Батов.

Результат не замедлил сказаться, и по итогам прошлого года грузооборот группы НМТП достиг 139,7 млн тонн (из них 6,7 млн тонн зерна) и установил рекорд роста на 6,5%.

По данным пресс-службы НМТП, за первое полугодие 2016 года грузооборот порта вырос на 6%, составив 74,4 млн тонн (70,185 млн тонн за тот же период 2015 года). При этом перевалено 2,422 млн тонн зерна.

Положительные изменения в сотрудничестве отметили и в железнодорожном ведомстве, которое несло немалые убытки из-за отставленных от движения поездов.

«Немаловажную роль в росте выгрузки сыграло улучшение взаимодействия между железнодорожниками и портовиками, – отметил начальник станции Новороссийск Олег Колобов. – В частности, для этого мы создали единые комплексные диспетчерские смены. Познакомили диспетчеров порта и станции между собой, ознакомили их с рабочими местами друг друга, наметили планы взаимодействия. Межличностные отношения идут на пользу производственной деятельности».

В апреле текущего года совместными усилиями был достигнут абсолютный рекорд обработки вагонов по порту и станции Новороссийск – 1955 в сутки (в среднем – 1570 вагонов в текущем году), но обе стороны признаются, что работать в подобном ритме «на износ» с напряжением технических и человеческих сил просто не имеет экономического смысла. Хотя бы из-за общего падения товарооборота из-за «санкционной войны».

«Планирование подводов поездов на станцию Новороссийск осуществляется глубиной до трёх суток, – отметил заместитель начальника Логистического центра Северо-Кавказской дирекции управления движением Денис Загребин. – Это позволяет обеспечить оптимальную загрузку перегрузочных терминалов, а также спрогнозировать выгрузку на последующие сутки. Кроме того, мы предлагаем ряд транспортно-логистических услуг. Например, подвод вагонов для их последующей выгрузки в порту по «прямому варианту».

С другой стороны, свой эффект возымело строительство и налаживание работы станции Разъезд 9-й километр. Это способствует регулированию грузопотоков в сторону Новороссийска и Туапсе с одной стороны, на Таманский полуостров – с другой. Станция берёт на себя нагрузку по распределению грузопотоков, не забивая составами припортовые станции региона.

По словам начальника Краснодарского центра организации работы станций СергеяГоворухи, эта станция сегодня пропускает более 60% грузопотока для порта Новороссийск и весь грузопоток для портов Таманского полуострова. «Задача станции – разгрузить Батайск и Краснодар-Сортировочный, – отметил он. – После завершения комплексной реконструкции участка Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского узла станция 9-й километр полностью возьмёт на себя нагрузку по пропуску вагонопотока, который к 2020 году прогнозируется в 130 млн тонн в год. Вагонооборот на станции с каждым годом возрастает и сегодня достиг 5,5 тыс. вагонов в сутки».

Строительство транспортного узла Таманского полуострова должно привести в ближайшие годы к росту грузопотока в этом направлении (по плану Минтранса РФ, сухогрузный район порта Тамань к 2030 году может обрабатывать до 90 млн тонн в год), включая строящийся мост через Керченский пролив.

Пока же налаживание взаимодействия между портовиками и железнодорожниками должно привести к повышению пропускной способности порта Новороссийск.

До конца месяца Новороссийск ожидает прихода первых составов с зерном нового урожая.

«Первые шесть вагонов с пшеницей нового урожая в направлении АО «Новороссийский зерновой терминал» были погружены на станции Благодарное», – рассказал заместитель генерального директора – коммерческий директор АО «НЗТ» Роман Крон. — В минувшем сезоне мы отправили порядка 3,5 млн. тонн зерновых, в начавшемся – прогнозируем около 4 млн тонн. При этом около 60% груза поступает к нам по железной дороге».

Это особенно важно, ибо успехи отечественного АПК последних лет открывают перед российским экспортом значительные перспективы. По итогам завершившегося сельхозсезона, Россия стала мировым лидером по продажам пшеницы на экспорт, впервые в современной истории оставив позади признанных гегемонов США и Канаду.

По мнению руководителя аналитического Центра «СовЭкон» Андрея Сизова, «Россия на пороге абсолютно рекордного урожая пшеницы, который не собирался не только в постсоветский период, но и в советские времена. Для того, чтобы урожай не «придавил» цены, темпы экспорта в 2016/17 должны быть, как минимум, в районе рекордных».

http://www.agroru.com/